Подкаст «Из бэклога»

Номинация: Лучшее digital-издание для клиентов

Автор: Никитина София Дмитриевна, DevRel Lead

Даты проекта
01 апреля 2023 — 01 декабря 2023

Описание

1. На рынке коммуникаций от IT-компаний много подкастов про экспертизу, стеки, технологии и работу в целом. Нам показалось, что аудитория разработчиков, которая постоянно погружена в работу, устала от этого. И мы решили сделать “около рабочий подкаст” — про человеческие чувства, эмоции, переживания и ощущения на работе. Такой подкаст, слушая который, аудитория будет чувствовать себя частью жизненного разговора. 

2. В рамках проекта мы создаём партнёрство с компанией, которая качественно взаимодействует с сильным IT-сообществом, во 2 сезоне подкаста – это red_mad_robot. В каждом выпуске принимает участие ведущий от Альфа-Банка и от red_mad_robot


3. В подтверждение того, что мы не на 100% погружены в работу в подкасте, мы добавили элемент “технологии” — говорим осознанно, делаем неосознанно. Ведущие и герой выпуска разговаривают на заданную тему и параллельно с этим раскрашивают гипсовые головы краской, делают коллажи из газетных вырезок, собирают lego. Одним словом — творят. В конце каждого выпуска они рассказывают, как именно тему выпуска они отразили в своем творчестве.
Сайт проекта
https://www.youtube.com/@from_backlog
Цель проекта
Что явилось поводом для запуска проекта?

1. Профессиональный повод: необходимость расширять форматы коммуникации с аудиторией. В рамках IT-сегмента Альфа-Банк еще не создавал собственных подкастов.

2. Стратегический повод:

2.1 отразить образ человечной команды и профессиональной команды в глазах аудитории и внешнего IT-сообщества.
2.2 расширение партнерских связей в рамках IT-сообщества во внешнем контуре банка, взаимодействие с компаниями-экспертами на широкую аудиторию (Яндекс, Selectel, билайн, Тинькофф, samokat.tech, СберМаркет, VK, ВКонтакте, Ростелеком ИТ, Aviasales);
2.3 продвижение конкретного амбассадора-эксперта банка и его экспертизы (GrowthHacking) в рамках банка, используя не прямолинейный способ;

3. Внутрикорпоративный повод: с целью развлечения и досуга для сотрудников

4. Аргумент для формата подкастов: опираясь на исследование, 27% слушателей подкастов — работают в сфере IT, являясь самым большим сегментом слушателей в процентном соотношении.


Цели проекта:

1 Целевая аудитория:

1.1 сотрудники банка, работающие в рамках IT&Digital команд (разработчики, тестировщики, аналитики, продуктовые дизайнеры, продакты, скрам-мастера и др.);

1.2 потенциальные кандидаты, которые хотят больше узнать о культуре, о процессах, об экспертности, о технологичности, о задачах, о сообществе в банке;
1.3 участники внешнего IT-сообщества, соприкасающиеся с брендом и брендом работодателя Альфа-Банка, но не обязательно желающие тут работать.

2. Цели и способы их достижения:

2.1 построение образа технологичного бренда и работодателя мы решали через нативный рассказ о технологиях и процессах банках через нерабочие темы обсуждения (FOMO, корпоративная культура и ценности в корпорациях, страх ошибок в IT, развитие self-brand, pet projects, работа с вузами и студентами, удаленка и др.);
2.2 вхождение во внешнее IT-сообщество мы решали не только через активное продвижение, но и через приглашение в гости спикеров уровня лидеров-мнений на рынке (Саша Ермоленко, Директор департамента дизайна в VK, 8 тыс. подписчиков в блоге; Олег Федоткин, Engineering Manager, руководитель разработки PaaS в СберМаркете и ведущий подкаста “Для tech и этих”, 5,5 тыс. слушателей; Артур Василов, руководитель отдела разработки мобильного SuperApp в Яндексе и ведущий подкаста Yet Another Mobile Party, 7 тыс. слушателей);
2.3 продвижение конкретного амбассадора и его экспертизы (Кирилл Викентьев, CPO GrowthHacking & JBTD и ведущий подкаста) мы решали через работу с постоянным лидирующим ведущим.

3. Дорожная карта:

3.1 Создание и питчинг концепции
Мы изучили рынок подкастов для IT-индустрии — посмотрели на корпоративные подкасты и собственные подкасты. Оценили формат и подачу контента.
Отталкиваясь от полученных данных, определили RTB, которым наделили подкаст “Из бэклога”, чтобы он выделялся на фоне других. Прописали нарратив, TOV, подобрали под него ведущего, вместе с дизайнером создали KV и оформительные материалы. Сняли пилотный выпуск и протестировали его на сотрудниках (15 человек), через фокус-интервью и короткий опрос в Google Forms. Посчитали расходы и выгоды, учитывая стратегию. Оформили все в формат питчинга, защитили у руководителя по HR бренду и HRD.

3.2 Поиск компании-партнера для сезона
У нас не было задачи создать партнерство с известной компанией. Была задача создать партнерство с компанией, которая качественно взаимодействует с сильным IT-сообществом. Мы познакомились с командой red_mad_robot и договорились о взаимодействии. У команды “роботов” сильное сообщество не только внутри команды, но и вовне — по всему миру.

3.3 Поиск и брифинг спикеров
Поиск гостей-спикеров реализовывали по принципу коммуникации с DevRel менеджерами крупных IT-компаний.
Каждый спикер, менеджер спикера может заполнить простую форму в Google Forms и встать со своей заявкой “в очередь”. Внутри команды мы обсуждаем запросы, выбираем актуальные и ставим знакомство-бриф. Во время брифа мы знакомимся, пытаясь найти общую нить разговора так, чтобы был мэтч между спикером и ведущими. Задача — сделать разговор естественным и живым. Для этого важно определить тезисы будущего разговора, но не прописывать полноценный сценарий. Для этого мы использовали простой список тезисов в Notion и сценарий их ответвления на досках в Miro.

3.4 Планирование съемки и ее поведение
Планирование съемки и ее проведение происходит по принципу:
Обсуждение и согласование даты съемки
Брифинг съемочной команды
Подготовка тезисного сценария
Доп. брифинг спикера и ведущих
Сборка технической команды и оборудования
Подготовка и оформление площадки
Проведение съемки

В одну смену (один день) мы снимаем два выпуска для экономии ресурсов. Как правило, это происходит в выходные, чтобы сохранить качество звука (отсутствие внешних шумов), сохранить комфортное настроение спикеров и ведущих (отсутствие рабочих встреч и задач).

3.5 Постпродакшн
Постпродакшн проходит в трех направлениях:

Монтаж выпуска в видеоформате:
выпуск
тизер выпуска
нарезки для ВК Клипы и YouTube Shorts
Визуальное оформление
перебивки, титры, заставка
баннеры для соцестей
обложки для роликов
Коммуникации для продвижения

Каждый выпуск проходит три круга правок — первый монтаж по правкам, второй монтаж по правкам, согласование со спикером и монтаж по его правкам.

3.6 Продвижение
Для публикации выпусков мы используем несколько площадок — YouTube, ВКонтакте, Яндекс. Музыка, Google Podcasts, Apple Podcasts. Для каждого выпуска строится свой план продвижения, совместно с компанией-партнером, используя внутренние и внешние площадки для коммуникации. Основные внутренние площадки — Alfa People (внутренний портал), RocketChat (внутренний мессенджер), внутренние telegram-каналы сообществ, e-mail рассылка и интеграция в дайджесты. Основные внешние площадки — digital-сайт Alfa Digital, telegram-канал Alfa Digital, группа ВКонтакте Alfa Digital, блог на Хабре Альфа-Банка, DevRel Digest, telegram-канал Alfa Students, telegram-канал Alfa Campus, интеграции в вузы и рассылки на студентов. Дополнительные площадки — посевы и продвижение в платных каналов лидеров-мнений (пример 1, пример 2, пример 3).
Результат проекта
Результаты в цифрах

охват (опираясь на базу рассылок и публикаций, количество подписчиков): 5 000 000 за сезон
уникальных слушателей (опираясь на аналитику mave): 950 за сезон
просмотров на YouTube: 8,7 тыс.



Результаты в словах

“Очень интересно слушать когда у людей разное мнение - например по поводу знакомства с новыми людьми совершенно ранее неизвестными. Или вопрос про менторство. В общем живая беседа помогла гораздо более глубоко раскрыть вопросы)” — комментарий к выпуску с Тинькофф про нетворкинг, поиск работы и обмен опытом
“Рабочий, но очень душеный подкаст :) Приятно слушать, сравнивать со своим опытом. Кайфую :)” — комментарий к выпуску со СберМаркетом про культуру ошибок, страхи и точки роста
“Какой хороший философский итог от Кирилла в конце” — комментарий к выпуску с VK про ретриты, тревожность и рабочие чаты
“Вы такие классные) очень уютно выглядит, а разрисовка гипсовых голов - просто гениальная идея)” — комментарий к выпуску с Яндексом про FOMO, про корпоративную культуру и страхи сотрудников

« К списку проектов в номинации

Наши номинации