Редакция школьного журнала «Гранат»

Номинация: Лучший корпоративный журнал

Автор: Редакция журнала «Гранат» (главные редакторы: Диана Эйдельмонт, Мелисса Рыженко, Елизавета Добло) Руководитель проекта: Суворова Лариса Александровна, куратор Бессонова Полина Олеговна

Даты проекта
15 октября 2017 — 15 октября 2023

Описание

ВК-группа: https://vk.com/jgranat

Изначально участники сами выбрали формат журнала, название, рубрикатор. Под наставничеством Школы журналистики Саратовского университета редакция издаёт печатные номера (50 штук) и готовит мультимедийные спецпроекты, приуроченные к летним каникулам/зимним праздникам или выпуску 11-классников. Важно, что весь костяк редакции из года в год сохранялся – ребята, которые пришли в журнал в 8-м классе, сейчас, будучи 11-классниками, продолжают активно работать над изданием. Работой журнала интересуются не только представители гуманитарного профиля, но и химическо-биологического. Принцип редакции: каждому найдётся задание по силам и интересам!

Форматы работы

По субботам работает кружок печатной и интернет-журналистики. Это творческая лаборатория, которая строится на активном вовлечении школьников в обсуждение текущей повестки, генерацию идей, рассуждения об актуальных молодёжных темах. В период пандемии планёрки были перенесены в онлайн-пространство: проводились еженедельно по средам посредством платформы «Zoom».

Занятия выстраиваются в формате планёрок и включают в себя не только обсуждение текущей работы, но и творческие задания, мозговые штурмы. Они также включают в себя блок полезной информации, практическое задание и обсуждение результатов.

Важной частью планёрок становится «креативный ланч» – 10-минутка от наставника, который рассказывает о методах и принципах работы современных журналистов: способах распознать фейк-ньюс, работе с источниками информации, особенностях визуальной журналистики, создании пакетной информации и так далее. Ещё один постоянный формат – «Витрина»: ребята знакомятся с современным печатным рынком России. Преподаватель показывает свежие глянцевые издания и объясняет, как старшие коллеги работают над той или иной темой.

Работа редакции строится не только на журналистском материале: важно обсудить принципы soft skills, которые пригодятся школьникам. Обсуждаются система планирования, принципы работы над творческими задачами, современные медиаформаты, основы риторики и т.д.

Система наставничества

В работе редакции используются техники проектной и командной работы. Часто само занятие проходит в режиме выполнения коллективного материала.

Важным мы считаем использование технологии наставничества: речь не только о постоянной поддержке кураторов проекта, но и о том, что старшеклассники-редакторы проводят в течение недели летучки, на которых контролируют ход сбора материалов. Это воспитывает крепкую команду и позволяет минимизировать возрастные различия.

Принцип работы редакции – каждому возрасту, по каждому интересу и желанию, мы найдем подходящий формат работы. Мы найдём интересную тему, интересный вид деятельности, чтобы каждый участник чувствовал себя «в своей медиатарелке». Старшеклассники помогают юным коллегам с темами, разработкой плана материала, визуальным оформлением. Наставники – помогают в разработке тематического наполнения каждого номера, рассказывают, как довести каждую идею до оптимального воплощения.

В рамках работы кружка проходят мастер-классы и встречи с практиками. Проводятся обсуждения и пресс-конференции. Практикуется работа «в поле». Чтобы участники не забывали о творческом характере работы медийщиков, регулярно проводятся игры на командообразование или нескучные задания: создание флетлеев, коллажей, чек-листов, карты эмоций, мемов… Это позволяет комфортно погружать школьников в мир медиа.

Работа издания в пандемию

Период самоизоляции не стал временем простоя для журналистов. Ребята с большим удовольствием занимались своим любимым делом и вне стен гимназии. Для них это не в новинку. Тем более медиапрофессии лучше всего готовы к дистанционной работе. Журналисты привыкли оперативно реагировать на ситуацию и использовать мультимедийные технологии для продолжения работы.

И до дистанционного обучения наши страницы пополнялись актуальной информацией о жизни гимназии. Готовые материалы медиацентра публиковались на площадках гимназии: на сайте, на страницах журнала, в видеовыпусках и соцмедиа. Сейчас эти площадки раскрывают новые возможности для того, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, почувствовать себя частью единого школьного сообщества.

Надо сказать, что продолжали работу и привычные форматы взаимодействия. Так, журналисты «Граната» регулярно обсуждали работу в своём рабочем диалоге ВКонтакте. Работает многоуровневая система планёрок: наставники – представители Школы журналистики СГУ – проводят отдельные летучки с главными редакторами и планируют очередной номер. По плану готовились выпуски. Главреды общались со своими товарищами по гимназии, обсуждая ход выполнения заданий. Это позволяло им почувствовать ответственность и укрепить дружеский дух в редакции. Эффективность работы школьного журнала доказывают новые высокие награды, полученные в период пандемии: в конце марта прошлого года издание выиграло в международном молодёжном медиаконкурсе «ЮнГа+» - заняла 2-е место как лучший школьный журнал и 3-е место за лучшую рубрику. В копилке издания – победы на всероссийских конкурсах («Высшая проба», 2 место) и региональных (победа на «SPEECH-KE», фестивале «Новая журналистика», ежегодные победы на «Серебряном пере Губернии» и т.д.): всего около 10 побед. Важно, что, работая над конкурсными заданиями на очных турах, ребята не терялись и могли показать свои навыки, проявить себя в стрессовых ситуациях.

Надо подчеркнуть, что в редакции сложился особенный климат: старшие ученики помогают и берут шефство над младшими; гимназисты обсуждают свои школьные проблемы. По сути, кружок стал местом их неформального общения, что и обеспечивает его успешную работу.

Особенности концепции

Материалы журнала – разноформатные: от заметок до интервью и обозрений. Темы охватывают как учебные, так и внеучебные активности: рисуется образ современного гимназиста, с его учебными буднями, творчеством, интересами, предпочтениями, надеждами и страхами. Большинство иллюстраций – авторские, создаются самими школьниками.

Темы последних номеров: экология места и мозга; культура в нас; гид по Саратову; глоток свежего воздуха.

Печатаются выпуски в Типографии гимназии.

Распространяются по классам через классных руководителей, библиотеку, стенды, соцсети.

В числе социальных партнёров МедиацентраШкола журналистики ИФиЖ СГУ, творческие организации города, различные компании, медиапроект СГУ «СГУщёнка». К примеру, для одной из новогодних обложек использовалась локация цветочной студии Анастасии Пицик. Для материала о театральной жизни гимназистов и их участии в постановках снимались репетиции спектаклей в ТЮЗе. Для материала о переработке мусора – проводилась беседа с волонтёром проекта «Зелёный бык». Такие темы позволяют участникам находить интересных героев как в стенах гимназии, так и за её пределами: через актуальные темы или хобби гимназистов выходить на проблему, рассматривая её в общегородском масштабе.

С первого года работы кружок выполняет и профориентационные функции: каждый год наши выпускники поступают на «Журналистику» и другие гуманитарные направления (хотя участвуют в работе не только гуманитарии). Со школьниками, которые рассматривают журналистику как возможную будущую профессию, идёт отдельная работа: мы обсуждаем, как строится вузовское образование, как лучше готовиться к поступлению, как работают журфаки страны.

Вместо послесловия

Главное, что делает работу издания эффективной, – это атмосфера, которая царит в редакции. Именно заинтересованность участников, их умение говорить о своих проблемах в работе, сообща находить решения, умение посмеяться или погрустить над текучкой, помочь другу – то ценное, ради чего и создавался этот проект. Чтобы быть интересными своим одноклассникам, сверстникам, школьникам других звеньев, нужно сначала заразиться интересом к миру – чему и учатся члены редакции «Граната».

Участники редакции – о работе в журнале

Виктория Чунаева, выпускница, 4 года в редакции, была главным редактором:

«Участие в работе журнала позволяло мне расширять свой кругозор, узнавать новые интересные вещи, развивать навыки написания материалов, докладов, интервью, которые, безусловно, пригодятся мне во взрослой жизни, замечать свои ошибки и исправлять их. Благодаря журналу я познакомилась с большим количеством прекрасных людей, узнала уже знакомых мне людей с новых сторон, а также посетила различные журналистские конкурсы, испытав там себя и прокачав свои навыки».

Ксения Короткова, выпускница, 4 года в редакции, была главным редактором:

«Работа в редакции дала мне незаменимый опыт работы в коллективе, начинающих журналистов. Я научилась лучше излагать свои мысли, узнала, что такое дедлайны, поняла, как сложно бывает главным и выпускающим редакторам. Редакция стала для меня семьёй, в которой всегда можно было найти поддержку. «Гранат» стал для меня частью школьной жизни, расставание с которой будет не самым простым этапом моей жизни».

Александра Бородич, выпускница, 3  года в редакции:

«Работа в школьном журнале "Гранат" дала мне поистине многое. Во-первых, на еженедельных планерках можно было отвлечься от бытовых вещей, порассуждать на различные темы, которые не всегда связаны с номерами журнала, но и с актуальными проблемами в мире, например, о коронавирусе или поступлении в вузы. Во-вторых, работая над материалами для новых выпусков, можно было перевести внимание, погрузившись в интересную работу над статьёй. В-третьих, редакция журнала дала возможность познакомиться с новыми интересными личностями, которые могут дать совет подрастающему поколению или рассказать то, о чём мы даже и подозревать не могли, например, что скрывается за идеальным спектаклем. Также журнал для меня - это возможность самообразования, развитие навыков социального общения и раскрытие своего потенциала».


Сайт проекта
https://ru.calameo.com/accounts/5454551
Цель проекта
Создание эффективной школьной медиаредакции, повышение медиаграмотности школьников, творческое осмысление школьной жизни.
Результат проекта
Участие в конкурсах, результаты работы

За 6 лет работы школьники, которые никогда до участия в кружке не занимались медиа, победили в ряде конкурсов:

– фестиваль-конкурс "Новая журналистика – 2018": в номинации "Лучший школьный журнал" (1 место) и "Лучший школьный интернет-проект" (3 место);

– областной конкурс "Серебряное перо Губернии" в 2019 году:

у Екатерины Селиверовой 1 место в номинации "Газетная статья",

у Дианы Самохиной 1 место в номинации "Интернет-публикация",

у Ксении Коротковой и Виктории Чунаевой - 3 место в номинации "Интернет-публикация";

– международный конкурс детских и молодёжных СМИ «ЮнГа+» в 2020 году:

2 место в номинации «Лучший журнал»

3 место в номинации «Лучшая рубрика».

– Конкурс молодёжных волонтёрских проектов и социальных

инициатив «3D: Думай! Действуй! Достигай!»-2022: 1 место

– Российская олимпиада «Высшая проба»-2022 по направлению

«Журналистика (9-классница Елизавета Киндрашина – 3 место).

– Муниципальный конкурс юных журналистов «SPEECH-ка»-2022:

1. в номинации «Лучшее печатное СМИ» - 3 место;

2. в номинации «Интервью» - 3 место и грамота.

– международный конкурс детских и молодёжных СМИ «ЮнГа+» в 2023 году: 2 место как «Лучший журнал»



+

Самой важной победой мы считаем победу на престижном всероссийском конкурсе "Проба пера"-2019. Сначала наш журнал вышел в очный тур (в заочном этапе участвовали 55 российских изданий, 4 из них - саратовские), а затем наши журналистки изящно выиграли третье место в профильной номинации "Лучший проект". Две представительницы издания в режиме реального времени работали над заданием, которое было объявлено непосредственно на очном туре – за сутки создавали лонгрид о Петроградской стороне Санкт-Петербурга.

Участие в питерском конкурсе и презентация проекта как на региональных, так и на российских площадках, доказали, что структура редакции и особенность её работы – это действенная модель школьного СМИ, которая может браться за основу другими молодёжными коллективами. К слову, мы общаемся с представителями других редакций – ищем новые интересные «фишки» и делимся своим опытом.

« К списку проектов в номинации

Наши номинации