Внутренние СМИ: плюсы и минусы
Надежда Цыпкина
Специалист по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям.
Каждый формат корпоративного СМИ имеет свои достоинства и недостатки, но есть ряд общих моментов, которые не привязаны к форме и о них бы я и хотел поговорить. Под корпоративными СМИ в статье будут подразумеваться: печатные издания ( газеты, журналы), блоги, телевидение, радио, интернет каналы ( группы в социальных сетях, yotube каналы), публикации на портале ( если-это не просто новости, а например отдельный блог или колонка).
1. Цели и задачи
Казалось бы, что цели и задачи корпоративных СМИ максимально ясны. Цель – развитие и формирование корпоративной культуры, а задачи – информирование работников о происходящем, возможность получения прямой обратной связи, но на самом деле часто работодатели частенько не пониманию целей и задач корпоративного СМИ. В некоторых компаниях их делают « прост по привычке» ,не задумываясь, что СМИ концепция и стилистика, которого была придумана более 10 лет уже неактуально и неинтересно сотруднику. Такое СМИ попросту является бессмысленной тратой бюджета и времени сотрудников PR отдела.. Так, что понимание четкой цели, постановки задачи и продуманная концепция – является несомненном плюсом любого корпоративного Продуманное СМИ поможет выработать лояльность сотрудников ,проинформировать их вовремя и получить реальную обратную связь. Также, такое СМИ поможет сформировать HR бренд, заинтересовать соискателя на собеседовании или улучшить мнение о компании у потенциального клиента, который пришел в Ваш офис.
2. Целевая аудитория
Раньше принято было считать, что целевой аудиторией корпоративного СМИ являются непосредственно сотрудники компании, но сейчас некоторые издания становятся смешанными, что на мой взгляд часто является минусом. Например, дизайн-агентство, которое выносит свой корпоративный блог и на общий сайт не выглядит привлекательнее, шутки про неадекватных клиентов или просто профессиональные и неясные сторонним людям тексты могут отпугнуть потенциальных заказчиков. Все же необходимо разделять целевые аудитории и материалы для них. Хотя есть и относительно удачный пример с бортовым журналом компании «Таксовичков», который одновременно является и корпоративным СМИ и журналом для клиентов такси. Им удается сочетать информацию ,которая будет интересна и сотрудникам и людям со стороны.
3. Содержание
Самая важная и сложная часть корпоративного СМИ. Казалось бы ,что если ты делаешь материал для собственных сотрудников ,то можешь быть более открытым , можно рассказать о нюансах проекта или узко профессиональных вещах. Сделать неформальные репортажи о различных подразделениях. Но, в реальности все оказывается ровно наоборот. У руководителей на интервью нет совсем времени- это не пресса, которая повлияет на мнение потенциального заказчика. Более того у руководства часто нет времени согласовывать даже готовое интервью. Ели в компании все идет не очень хорошо, руководители часто хотят делать вид даже в корпоративном СМИ, что все порядке, но это выглядит как откровенное вранье пред собственными сотрудниками, которые знают реальное положение дел . На мой взгляд наиболее удачным вариантом и плюсом корпоративного СМИ является возможность прямого обращения руководства к сотрудникам, особенно в кризисных ситуациях. Минусами же является, что многие интересные материалы или ли интервью могут не идти в номер по субъективному желанию топ-менеджеров компании или руководителей. К сожалению в своей работе мне приходилось сталкиваться с тем, что перед самым выпуском просили убирать интервью с кем-то из сотрудников по то причине, что они попали « в немилость» к директору. Также, необходимо отменить реакцию и вмешательство самих сотрудников редакционную работу.. Часто беседуя с узко- техническим специалистом и перерабатывая его ответы в текст ,который будет интересен не только узким специалистам отдела, сотрудник остается недоволен, т.к. для него значимы именно узко-технические детали. Не говоря о том, что у коллег из разных отделов могут быть полярные мнения по проекту. Когда я задумываюсь о содержательной стороне корпоративного СМИ, то часто воспоминаю, слова руководителя PR-отдела одной очень крупной иностранной компании, который сказал « Корпоративное СМИ будет интересно всем, только если мы начнем рассказывать про зарплаты друг другу и личную жизнь». Такое мнение утрировано, но все же содержит немало истины.
4. Ресурсы
В этом пункте речь пойдет, прежде всего, о человеческих ресурсах. Основная сложность в том, что порой отдельно специалисту заниматься только корпоративным СМИ скучно и он быстро выгорает , а при наличии других задач на корпоративное СМИ не хватает должного времени. Но, иногда ограниченность ресурсов отдела является и достоинством корпоративного СМИ. Например, в моей практике был опты, когда из-за нехватки времени я вынуждена была создавать полноценную редакцию не из сотрудников отдела. Я посмотрела по базе компании, что в различных отделах работаю сотрудники, которые учатся на журналистов и предложила им в качестве практики стать корреспондентами корпоративного СМИ. Это очень хорошо повлияло на развитие корпоративной культуры компании, увеличило интерес к СМИ у сотрудников ,позволило мне профессионально вырасти курируя работу своих корреспондентов и сэкономило мое время на другие проекты.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в крупных компаниях с разветвленными филиалами корпоративные СМИ являются незаменимым каналом коммуникации для распространения информации компании, получения обратной связи от сотрудников и формирования HR бренда. Внутрикорпоративные СМИ безусловно могут значительно повлиять на мотивацию сотрудников, помочь им реализоваться, например в качестве журналистов и фотографов корпоративного издания, поделиться результатами своей работы, помочь новый сотрудникам влиться в коллектив и заочно познакомиться с коллегами и историей компании, но необходимо отметить, что все это возможно, только при условии продуманной внутренней политики компании, правильного распределения человеческих ресурсов и четких пониманий целевой аудитории, целей и задач, которые должны решаться посредством внутрикорпоративных СМИ.
Журнал «Пресс-служба» 1 (январь) 2017